Где заканчивается конфиденциальность и начинается вторжение в личное пространство?
Единого стандарта сбора данных нет. Легально компании могут собирать только ту информацию, которая указана в пользовательском соглашении. Без принятия условий такого соглашения невозможно даже создать аккаунт в социальной сети.
Получать пароли или личную и платежную информацию могут только злоумышленники, использующие вредоносные программы и эксплойты. Большие компании таким не занимаются — удар по репутации перекроет любой коммерческий успех. У маленьких компаний может быть либо плохая защита данных, либо интерес к продаже информации о пользователях.
Обычно об этом рассказывают в пользовательском соглашении или в согласии на сбор и обработку персональных данных. Тем, кто особенно беспокоится, стоит читать подобные соглашения, а не просто кликать на кнопку «Согласиться».
В последнем обновлении iOS Apple добавила функцию, которая позволяет пользователю узнать, какую информацию о нем собирают приложения. Возможно, в скором времени появится и более универсальное решение.
В последние годы пользователи, рекламодатели, государства и другие участники рынка были особенно заинтересованы в прозрачном регулировании области сбора, хранения и использования данных.
В Европе был принят Общий регламент защиты персональных данных (GDPR), а в России действует Федеральный закон «О персональных данных». Кроме того, крупнейшие компании наподобие Google и Yandex жестко регламентируют «политику конфиденциальности», в то время как Apple обязуют приложения получать разрешение на «отслеживание» напрямую у пользователей.